Праздники христианские – определенные
дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный
литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и "покаянных
времен", датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов,
исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление
и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая
воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя),
и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса.
Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых
циклов – неподвижногоподвижного
(триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события
первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского
календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка:
n + 13 дней, – для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по
дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета
для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в
пределах 35 дней ("пасхальные пределы"): от 4 апреля (22 марта
по ст. ст.) – до 8мая (25 апреля ст. ст.).
(минейного) и
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются "двунадесятыми",
или "дванадесятыми" (от слав. дванадесять – "двенадцать")
(см. Двунадесятые
праздники). Пасха, как "праздников
праздник", пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники,
именующиеся в литургическом словоупотреблении "великими".
К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание
Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна
Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла
(29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11
сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление
(кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая,
архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир
в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий
праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным
и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской
и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского
календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников
на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений,
что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный
праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него
в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности
может быть присуща "местночтимым" праздникам, даже имеющим на
общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество
Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не
имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники
в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются
на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами,
часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные
– на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые
одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться
в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных
властей. Официальный католический календарь, например, включает имена
свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных
Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского
(8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют
в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного
календаря занимается эортология
(букв. "праздниковедение") – вспомогательная историческая дисциплина,
один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее
Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди
Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных
изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки,
комментарии, нотацию и иные приложения.
|