В следующий за Пятидесятницей понедельник
совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен
Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть
(от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков,
отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и
Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему
Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим.
Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник
всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и
рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый
от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит
исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и
рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась
подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда
исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.
15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его
спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух
Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по
слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Жизнь
по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся,
по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23).
|