Однажды Спаситель сказал Своим ученикам: «Я пришел разделить человека с
отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 35).
Это не значит, конечно, что Христос пришел разрушить семейные отношения
между людьми, более того, христианство, как никакая другая религия,
учит любви к ближним, утверждает святость и нерушимость брака и семьи.
Просто Христос, действительно, важнее всего в жизни христианина. Только в
Нем человек обретает подлинную жизнь, радость, любовь и свободу. Ради
этой жизни нужно быть готовым оставить всё остальное, даже самое
по-человечески дорогое.
Жизнь княгини Людмилы Чешской показывает, что эти жесткие и горькие
слова Спасителя не какая-то смелая метафора или риторическое
преувеличение: иногда они сбываются в самом буквальном смысле этого
слова. Действительно, твердая вера во Христа святой княгини вызвала
столь лютую ненависть в ее невестке, жене среднего сына, что последняя
даже устроила убийство своей свекрови. Эта история может показаться еще
одной картиной жестоких средневековых нравов, безысходной трагедией,
торжеством дикости и зла, — на самом деле, как мы увидим, страдания и
мученическая смерть святой Людмилы Чешской обернулись торжеством
истинной веры и в ее собственной жизни, в судьбах ее страны, других
славянских народов, в конечном счете, всего христианского мира.
Святая Людмила Чешская была женой герцога (князя) Богемии (Чехии)
Борживоя I (ок. 870-894), первого достоверно известного чешского
правителя. Супруги жили в эпоху исторического самоопределения славянских
народов: в этот период возникли первые славянские государства, на это
время приходится миссия святых братьев Кирилла и Мефодия, Просветителей Словенских. По преданию, именно равноапостольный
Мефодий обратил в истинную веру Борживоя и Людмилу и крестил их в
Велеграде, при дворе князя Великой Моравии Святополка (871-885).
Князь Борживой много сделал для христианского просвещения своего народа,
построил первую христианскую церковь в Чехии — храм св. Климента, где
стал служить присланный святым Мефодием священник. Однако процесс
обращения в христианство всего чешского народа был долгим и трудным.
Христианское устроение общества, основанное на законности и милосердии,
было несовместимо с прежними варварскими родоплеменными отношениями,
которые во многом держались на силе и произволе военной аристократии. Не
случайно, поэтому, языческая военная знать уже при жизни Борживоя
подняла мятеж против своего государя. Восстание было подавлено с большим
трудом и только при помощи Святополка Моравского, союзника чешского
князя.
Тем не менее, и после победы Борживоя языческая партия в Чехии не
ослабла, а после смерти этого князя в правление его детей Спытигнева I
(ок. 894—915) и Вратислава I (915—921) еще больше усилилась.
«Момент истины» наступил после смерти Вратислава, когда княжеский трон
перешел к его 13-летнему сыну Вячеславу (Вацлаву). Людмила, пережившая
мужа и сыновей, стала регентом при малолетнем князе. Языческая знать
сочла это время удачным, чтобы прийти к власти. Во главе заговора стала
уже упоминавшаяся невестка Людмилы, жена Вратислава Драгомира. Этот
переворот завершился успехом: Людмила была отстранена от власти и
заточена в замке Тетин. Драгомира, однако, не остановилась на этом: она
послала в Тетин двух убийц, которые в ночь с 15 на 16 сентября 921 года
задушили святую ее собственной вуалью.
Язычница, лишь номинально принявшая христианство, Драгомира, очевидно,
не просто хотела захватить власть, но и искренне ненавидела христианство
и соответственно свою свекровь. И действительно, убийство уже пожилой
женщины (Людмиле на момент мученической смерти было больше 60-ти лет) не
имело никакого политического смысла, и явно было вызвано лишь желанием
мести, являлось лишь проявлением какой-то непонятной жестокости. Вообще
иррациональная ненависть, которую часто испытывают к христианству и к
христианам их противники, явно свидетельствует, что здесь действуют уже
не человеческие, а темные бесовские силы.
Казалось бы, Людмила и вообще христианская миссия в Чехии безвозвратно
проиграли язычеству: по человеческим соображениям, святая княгиня не
смогла подавить заговор, удержаться у власти и т.д. Однако, в конечном
счете, святая Людмила добилась гораздо большего, чем просто политическая
победа над противниками. Своей твердой верой, святой жизнью и
мученической смертью она сумела воспитать своего внука Вячеслава
христианином, который в будущем, несмотря на языческое окружение и
влияние матери, станет благоверным князем, вернет свою страну на путь
христианского просвещения, перенесет останки святой Людмилы из Тетина в
Прагу, в церковь Св. Георгия Победоносца (Св. Йиржи) на Пражском граде
(здесь они покоятся и по сей день) и, в конечном счете, сам примет
мученическую смерть за Христа.
Подвиг святой Людмилы актуален и в наше время. И сегодня почти каждый
верующий человек призван проповедовать Христа, в первую очередь, в
собственной семье, не только словами, но и всею своею жизнью. Нужно быть
готовым, что многие и самые близкие люди могут не понять нас, и
христианская вера будет даже вызывать в них ненависть и раздражение. Но
наше терпение и любовь, наши усилия и скорби, в конечном итоге, не будут
напрасными, если мы будем твердыми в вере - как святая мученица
Людмила, княгиня Чешская.
|