Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.11.2024, 16:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Мы в соцсетях

Мы ВКонтакте
Мы на facebook Твиттер

Популярные темы

Наш опрос

Что Вы читаете из церковной литературы, кроме Библии?
Всего ответов: 17

Фотоальбомы

Статистика

Форма входа

Поиск

Статьи

Обсуждения форума

Календарь

Каталог статей

Главная » Статьи » разговор о вере » о вере

Как преодолеть одиночество
 "Я одинок, и у меня никого нет» — эту жалобу можно услышать не только от пожилого человека, похоронившего всех родственников и друзей, но и от людей молодых и даже вполне успешных. О том, откуда берется чувство одиночества, как его пережить и есть ли в нем что-то положительное, — протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.

«Одиночество гонит меня»

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали себя одинокими. Иногда это связано с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби и переживания.

Существует, конечно, и реальное чувство одиночества. В Библии написано, что Господь, сотворив первого человека, сказал : «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18) . Действительно, когда человеку не с кем поделиться своими радостями, бедами, печалями — становится очень тяжело и трудно. Я иногда прихожу домой после тяжелого дня, в который случились какие-нибудь неприятности: например, я узнал о тяжелых грехах духовных чад или просто сильно устал, — и вот за чаем своему зятю расскажешь о трудностях, он пожалеет, утешит — и на душе становится легче.

Я думаю, до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все страдали: были они женаты или нет, богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, — страдание являлось неизбывным, непреодолимым. Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену — и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, все равно не может найти успокоения, и здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. Если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом — одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни: нищету, голод или смертельную болезнь, — если человек знает и ищет Христа, если он жаждет духовного, а не материального. Мы знаем, что среди святых многие были тяжело больны, они нередко сильно страдали, многое терпели — и тем не менее все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.

Найти того, кому хуже

Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, для Бога — он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди, которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, бывает, что, когда умирает человек, у которого нет близких родственников, мы долго не можем найти кого-либо для помощи по уходу за ним, у всех свои дела и заботы. Так вот когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных.

В этом случае нужно попытаться научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, нужно найти человека, чье одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему — и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых часто бывают всякие трудности, взять их в свое сердце, заботиться о них, служить им. Такой подвиг, возможно, очень труден, но он и радостен, если есть любовь. Если научиться любить, тогда никакого одиночества не будет. Я не думаю, что отец Иоанн (Крестьянкин) перед своей кончиной чувствовал одиночество, — так сильно его любили другие люди. Но его любили — потому что он любил. Обычно люди рассуждают так: «Полюбите меня, и я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить — и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

Почему мне Бог не дает жениха?

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, — мы должны не просто просить и требовать облегчения у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне его? Может, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу? Возможно, я нужна другим людям, а не только одному человеку?» Например, директор нашего детского дома — одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас, возможно, не было бы детского дома, потому что все держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, — это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными — разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, — то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, — то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы.

Здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень мучительно, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, — это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, — Христос, — Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И человек то, что недополучает по обычным законам этого мира, восполняет сверхъестественным общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, жениха, жену и детей, — обретает Самого Бога в своей душе.

Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того , что может дать Бог. А Евангелие прямо говорит нам: не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет (см. Мф. 5: 44-47). В Евангелии не говорится, что мы будем любимы другими людьми, оно зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей.

Научиться ходить очень трудно. Ты ползаешь, пытаешься встать, падаешь. Но если только ползать на четвереньках — ходить никогда не научишься, надо пытаться встать. И научиться говорить тоже иногда трудно, и научиться писать. А уж когда речь идет не о каких-то естественных навыках, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, — это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает — эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.

«Всех люби и всех бойся»

У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости; и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых — священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.

В наше время встречается другой греховный крен — человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь. Многие современные люди сейчас не хотят жениться или выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, — говорят они, — еще не нагулялся, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я получу все удовольствия — тогда буду искать себе супругу». Все это, конечно, эгоизм.

Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником как один из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда кто-то из духовных чад, особенно «старых», становятся друзьями батюшки, лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения: батюшка с ними куда-то ездит, ходит в гости, при этом отношения остаются очень благоговейными, эти друзья из духовных чад сохраняют с батюшкой правильную дистанцию. Но если в отношениях с духовником у человека появляется привязанность, обида, ревность к нему, зависть к тем, кто отнимает у него больше времени, — значит, в этих отношениях что-то не так. Особенно опасная вещь, когда некоторые незамужние девушки пытаются найти в духовнике друга: начинают обижаться на него, ревновать, надоедать ему звонками и вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж, но тем не менее она должна понимать, что духовник — не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, помочь утвердиться в вере, а не чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди или ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, они неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую тайну: часто бывает так, что, когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы и трудности почему-то исчезают. Мне кажется, это говорит о том, что до замужества у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми. Побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. В Евангелии сказано: чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (ср.: Мф. 6: 6). Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы — находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.

Если жить с Богом, молиться Богу — все можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым, у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом (ср.: Ин. 11,11). Человек нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, его душа искажается. Например , дети, которые провели свое детство в домах ребенка, не получили любви и тепла в детстве, в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. В период подросткового возраста детям нужны друзья, еще сильнее человек нуждается в них во время взросления, в молодые годы. Если говорить о настоящих друзьях — их можно найти и на работе, и во время учебы. Друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями. Для православных молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые ищут служения ближним, стремятся к подвигу.

Категория: о вере | Добавил: parrocchiano (14.05.2012)
Просмотров: 2062 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar