По своей внешней
форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам
восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и
корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто
вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты),
расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот
символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном
кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к
победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца)
украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год),
Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным
знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был
взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой
Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую
власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского
достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в
«Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается
как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее
можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой
Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ
Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом,
установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм
этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и
первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с
полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане
имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест,
который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от
поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный
смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.
Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам
бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год),
Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в
городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом:
двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.
Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна
Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в
солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак
того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она
впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную
славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него)
бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и
известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например,
собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в
Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса
в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века,
когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и
до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста
равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в
святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька
Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в
которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.