15 февраля Святая Церковь празднует Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
По прошествии сорока дней после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения,
Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом
Обручником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа.
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев
(то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность
Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса
в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Славянское слово "сретение" переводится на современный русский язык как "встреча".
Сретение - это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона. Он был человек праведный
и благочестивый - по преданию, один из переводчиков Священного Писания с еврейского на
греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы.
И тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение
этого пророчества. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - он жил около 300 лет.
И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом
принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпускаешь
раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое
Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к
Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся,
а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу".
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая
Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и,
подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных непосредственно Христу, но по
своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности,
в своем возникновении, рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией. На иконе праздника
изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на
руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир,
исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение
мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и
Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца,
пророческий смысл слов старца: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет
пререканий". (Лк. 2, 34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению
Спасителя, исполнены прозрения конца времен и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)
Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко
Младенца, носима к храму, Перворожденна всея твари от Матере
Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.
Тропарь, глас 1
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды
Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче
праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам
воскресение.
Кондак, глас 4
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне
благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе
Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их
же возлюбил еси,
Eдине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим
Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне
принеслся еси в храм Господень.
|